Тихий океан... Так назвал его Фернан ди Магильяйнш, более известный своим испанским вариантом фамилии - Магеллан, чьи корабли первыми из европейских судов пересекли океан в 1520 году. Позже, спустя полвека, Фрэнсис Дрейк напишет в вахтенном журнале "... он оказался скорее Бешенным...", и будет гораздо ближе к истине. Не был Великий океан и Тихим в отношении пиратства, которое вполне вольготно чувствовало себя на его берегах. Но лучше будет начать с самого начала и по порядку.
Первыми из европейцев, чьи корабли достигли Тихого океана, были португальцы. В 1512 году Антонио д'Абреу, плавая к Индонезийскому архипелагу, достиг западных пределов океана. За португальцами последовали испанцы. Захватив в 1565 году Филиппины, они предприняли ряд экспедиций в Тихий океан в поисках Южной Земли (вернее, новых источников золота и серебра). Экспедиции под командованием Меданьи, Сармьенто, Кироса открыли множество новых островов, однако с золотом на этих островах оказалось туговато. При этом испанцы вели себя соответственно духу того времени. Пытаясь получить необходимые припасы и естественно, не собираясь за них платить, они грабили островитян, попутно пытаясь найти слитки золота, которыми те якобы покрывали крыши своих хижин. Впрочем, это было обычным для эпохи конкистадоров явлением.
Вскоре испанцы проложили первые торговые маршруты через океан, связав тем самым Филиппины со своими американскими владениями. И разумеется, вскоре, привлеченные запахом добычи, в Тихий океан пришли первые европейские пираты. Ими стали англичане, которые все чаще появляются у берегов Америки, правда, пока со стороны Атлантики. Ведь они совсем не собираются мириться с мыслью, что все богатства Нового Света уплывают в испанские карманы. И все чаще и чаще английские приватиры начинают появляться у американских берегов.
В 1572 году во время своей первой экспедиции Ф.Дрейк с небольшим отрядом переходит Панамский перешеек и выходит к берегу Тихого океана, где грабит несколько испанских караванов. Через три года, один из его бывших спутников, уроженец Девоншира Джон Оксенхэм, с помощью индейцев перетащил через перешеек (в разобранном виде) одномачтовый пинас, длиной всего 14 метров. Собрав его, спустив на воду и вооружив двумя малокалиберными пушками, он тем самым стал первым английским пиратом в Тихом океане. Правда, его приключения продолжались недолго. Хотя в течение первых 16 дней он успел ограбить два испанских корабля, захватив в общей сложности около 160 тысяч песо в золоте и серебре, и совершить позже налет на поселения ловцов жемчуга, вскоре известия о его деятельности достигли Панамы. На поиски англичан были посланы 4 судна и вскоре они обнаружили пинас Оксенхема. После короткого боя и преследования по суше все члены команды, в том числе и сам капитан, были захвачены в плен. Через три года, почти все они, за исключением нескольких юнг, были повешены в столице Перу Лиме.
Так что первый блин явно вышел комом, но уже в 1578 году Дрейк совершает успешный прорыв в Тихий океан, где курсируя вдоль побережья Южной Америки безнаказанно грабит испанские корабли и прибрежные поселения. К примеру, при захвате лишь одного галеона "Какафуэго", добыча составила более 20 тонн серебра, 40 кг золота и 13 ящиков, набитых золотыми изделиями и драгоценными камнями. Естественно, что его триумфальное возвращение в Англию породило настоящую пиратскую лихорадку. Сотни желающих поживиться награбленными сокровищами устремились к берегам Америки. Правда, редко кому из них удавалось пройти дальше Карибского моря, да и те в большинстве своем, впоследствии довольно неплохо смотрелись на испанских виселицах. Однако некоторым все же повезло больше. Наиболее известным и удачливым из них, пожалуй, является Томас Кавендиш. О его плавании стоит рассказать подробнее.
Как и многие другие, молодой вельможа Кавендиш, после возвращения Френсиса Дрейка, решил последовать его примеру. Ему удалось познакомиться и сблизится с некоторыми из спутников Дрейка. Убедив их принять участие в новом плавании, он продал свое имение, и на вырученные деньги купил два корабля. Компаньоны приобрели еще один. Флагманский корабль водоизмещением 150 тонн, был назван "Желание", и имел на борту 29 орудий. Два других судна были водоизмещением соответственно 60 и 40 тонн. Команда состояла из 123 матросов и офицеров.
21 июля 1586 года эскадра вышла в море. Сама королева Елизавета официально пожелала Кавендишу успеха. К тому времени Англия и Испания находились в состоянии войны, поэтому необходимости в дипломатическом камуфляже совершенно не было.
24 февраля 1587 года английские корабли вышли в Тихий океан. Вскоре им удалось захватить два испанских судна. После этого, пройдя к северу, англичане захватили и разграбили испанский город Пайту. Вскоре после этого, захватив очередной корабль, Кавендиш узнал от кормчего, что вскоре к берегам Америки должен подойти манильский галеон - самая желанная добыча для любого пирата. Что же представлял собой этот самый манильский галеон, и почему обладал такой ценностью?
Путь через Тихий океан был долгий и сложный. Помимо штормов и течений кораблям приходилось противостоять и пиратам. В то время испанцам приходилось опасаться только местных пиратов, которые не могли справиться с крупными судами. Поэтому появилась идея отправлять для обеспечения перевозок между Филиппинами и Мексикой только один корабль. Естественно, он должен обладать соответствующей вместимостью и надежностью, что бы преодолеть успешно трудный путь с доверенным ему грузом. Поэтому размеры кораблей намного превышали размеры остальных кораблей того времени. При толщине борта до одного метра их водоизмещение достигало тысячи и более тонн. На четырех палубах размещалось до 40 - 60 пушек.
Конечно, ни о какой скорости и маневренности говорить не приходилось, но в общем-то это и не требовалось. Один раз в год галеон грузился в Маниле местными товарами - шелком, пряностями, коврами, фарфором и другим. После погрузки он выходил в океан и шел к берегам Мексики. Путь был долгим и занимал в среднем около 6 месяцев, однако, бывало и больше. Из-за нехватки воды, цинги и других неблагоприятных условий столь долгого путешествия в стесненных условиях, нередко случалось, что галеоны теряли до трети и даже половины экипажа. Однако выжившие зарабатывали огромные прибыли, составляющие сотни процентов.
Через несколько месяцев галеон отправлялся в обратный путь, везя на Филиппины почту, товары из Испании и главное, годовое жалование солдатам и чиновникам. Сумма груза составляла до 25 миллионов песо. Поэтому, если галеон не достигал Филиппин, а такое иногда случалось, филиппинская экономика была близка к краху.
Теперь понятно, почему узнав о прибытии манильского галеона Кавендиш сразу взял курс к берегам Калифорнии. Однако прошло более двух месяцев, а галеон не появлялся. Но вот наконец 4 ноября на горизонте показался долгожданный парус. Вскоре пиратские корабли приблизились к галеону "Святая Анна", и начался бой. Он продолжался пять часов. Две попытки абордажа были отбиты. Тем не менее, несмотря на неудачу, в конце концов английские корабли, удачно маневрируя, сумели проломить борта галеона и он начал медленно погружаться. Лишившись возможности продолжать бой, испанцы сдались. Высадившись на галеон, англичане сняли с него более 122 тысяч золотых монет, и множество других ценных товаров. Но для большей части груза просто не хватило места, поэтому дотащив корабль на буксире к берегу и высадив испанцев (они сдались после того, как им была обещана жизнь), Кавендиш приказал поджечь галеон.
После этого продолжать пиратствовать дальше уже просто не было физической возможности. Поэтому англичане, повторяя маршрут Дрейка, через Тихий океан отправились домой. Через несколько месяцев флагманский корабль "Желание" (два других судна затонули в пути) вошел в гавань Плимута. И хотя Томас Кавендиш и не стал сэром, встреча в порту по своей торжественности не уступила встрече Френсиса Дрейка.
В 1671 году на берегах Тихого океана появился знаменитый английский пират Генри Морган. С отрядом примерно 1400 человек он достиг крупного города Панама, который после боя с его гарнизоном был захвачен и находился в руках пиратов больше месяца. В результате, город был разграблен и сожжен, из-за чего новая Панама отстраивалась в нескольких километрах от развалин старого города. В тот раз добыча пиратов превысила полмиллиона песо.
Следующим известным эпизодом в истории тихоокеанского пиратства стал поход, предпринятый в 1680 году отрядом из 400 пиратов под командованием Ричарда Сокинса через панамский перешеек по маршруту, которым ранее Морган шел на Панаму. Известен он в частности еще и тем, что в этом походе рядовым пиратом принимал участие Уильям Дампир, написавший впоследствии множество книг и прославившийся как непобедимый корсар и гроза испанцев.
На самом же деле пиратом Дампир был самым заурядным. Будучи сыном английского крестьянина - арендатора, после смерти отца он нанялся матросом на торговое судно и отправился к берегам Америки. Там он несколько лет был лесорубом, пока не счел, что грабить караваны занятие куда более выгодное и присоединился к пиратам. Поход 1680 года был для него первым в его пиратской жизни.
В целом этот поход был для пиратов не слишком-то удачным. Хотя им удалось захватить несколько испанских поселений, но добыча была невелика - все ценности испанцы успели переправить в Панаму. Вскоре в одном из портов пиратам удалось захватить три испанских судна. Это позволило им приступить к более привычному им морскому разбою. Однако, море им так же не очень везло. Ведь почти сразу среди пиратов начались разногласия, и от общей группы отделилось примерно 70 человек под командованием капитана Джона Коксона. Они решили морским путем вернуться в Карибское море, обогнув мыс Горн. Среди них был и Дампир.
Что же касается оставшихся, то хотя им и удалось захватить несколько испанских кораблей, лишь на одном было какое-то количество золота (примерно 50 тысяч монет по 8 реалов). А вскоре в одной из стычек капитан Сокинс был убит, и пираты выбрали себе нового командира - Бартоломью Шарпа.
В течение следующих 10 месяцев два пиратских корабля курсировали вдоль побережья Южной Америки, грабя плавающие в том районе суда и периодически нападая на прибрежные поселения. Пережив мятеж и смещение с должности, Шарп затем снова был назначен капитаном, хотя к тому времени лояльных ему людей осталось всего 65 человек. После этого ему повезло еще дважды, когда им было перехвачено два испанских корабля с ценным грузом (правда, гораздо большие ценности в виде серебряных слитков были попросту не замечены на одном из этих судов). Затем, после остановки для ремонта кораблей, пираты отправились домой и пройдя вдоль побережья Бразилии прибыли на Барбадос.
А Дампир через три года вновь принял участие в пиратской экспедиции у побережья Южной Америки. Экспедиция это проходила с переменным успехом - периодически удавалось захватывать испанские корабли, но ничего особенно ценного среди грузов не было. Поэтому когда к пиратам присоединился еще один корабль - бывшее английское торговое судно "Лебедь", чей экипаж решил что пиратство выгоднее, чем торговля, они попытались напасть на испанский морской караван, шедший с Филиппин в Перу и Чили. Однако успеха они не добились - испанцы, используя преимущество в артиллерии и умело маневрируя, отбились и продолжили свой путь.
Пиратские же корабли рассеялись в океане. Корабль, на котором находился Дампир, отправился через Тихий океан к берегам Австралии. Здесь, попутно открыв поневоле ряд новых островов, пираты так же не добились особых успехов, поэтому вскоре отправились к берегам Малайзии. В этих краях Дампир и еще несколько пиратов, поссорившись с остальными, сошли на берег. И в результате, прожив несколько лет в Азии, Дампир возвращается в Англию таким же бедным, как и в тот момент, когда он покинул ее.
Однако, издав книги о своих приключениях (писательский талант у пирата несомненно был), он стал чрезвычайно знаменит. Его принимали у себя лорды Адмиралтейства и председатели Королевского Географического общества. И в 1699 году Дампир получил под командование 12-пушечный военный корабль для разведки и новых корсарских операций в Тихом океане.
Тем не менее, совершив в 1699 и 1702 годах два похода в Тихий океан, Дампир показал, что хотя писатель и географ он и превосходный, но капитан довольно посредственный - захваченная добыча была ничтожна. Но все-таки, он принял участие еще в одном походе, на этот раз уже в качестве главного штурмана. Здесь имеется в виду рейд под командованием Вудса Роджерса в 1708 - 1711 годах. Эта экспедиция была очень удачна - итоговая добыча составила более четверти миллиона фунтов стерлингов. Но сам Дампир так и не успев получить своей доли, умер в своей постели в 1715 году, так и не разбогатев. Хотя жизнь он прожил, без сомнения весьма увлекательную и бурную.
И в дальнейшем корсарские экспедиции в Южное море продолжались. Из них можно выделить экспедицию под командованием Джорджа Энсона в 1740 году. В то время шла очередная война между Испанией и Англией, которая вошла в историю под курьезным названием "война за ухо Дженкинса", и целью опять стали испанские колонии в Южной Америке. В октябре этого года эскадра из шести кораблей вышла в море.
Первая часть экспедиции была крайне неудачной. Шторма унесли на дно два корабля, еще один разбился у берегов Америки. И помимо всего прочего, за время плавания две трети моряков умерло от цинги! Но, несмотря на это, Энсону удалось захватить несколько кораблей и город Пайту, а затем повторить "подвиг" Кавендиша 150-летней давности - обнаружить и после боя взять на абордаж манильский галеон "Командога". Добыча на нем была настолько велика, что по возвращении в Англию, захваченные трофеи везли по Лондону на 37 повозках. А общая стоимость добычи, оплаченной жизнями сотен английских моряков, превысила полмиллиона фунтов стерлингов - по тем временам очень большая сумма.
Возникает вопрос - а что, кроме англичан, разве не было в Тихом океане пиратов из других государств? Разумеется, были. Одними из таких "гостей" были голландские корсары, которых называли "печелинги" или "флекселинги" (от названия основного порта базирования Флиссинген). С конца XVI века ведущее длительную войну с Испанией молодое государство начало посылать к берегам Америки эскадры своих корсаров для того, что бы нанести максимальный урон своим врагам, уничтожив или подорвав его торговлю. Заключив в 1595 году союз с Англией и Францией, голландцы приступили к организации таких экспедиций на государственном уровне.
Первый рейд печелингов в Тихий океан начался в 1598 году. Пять кораблей с полным вооружением более 100 орудий и экипажем 500 человек были полностью оснащены за государственный счет, однако, текущие расходы взяла на себя компания частных лиц. Экспедиция проходила под совместным командованием Джекоба Маху и Саймона де Кордеса. Однако, в данном случае первый блин также вышел комом и потеряв почти половину команды от цинги и в стычках с местными индейцами (в частности, погибли оба командира экспедиции) голландцем пришлось несолоно хлебавши вернуться домой. Не в последнюю очередь благодаря тому, что испанцы были заранее предупреждены об экспедиции и успели принять меры.
Более успешной оказалась вторая экспедиция, отправившаяся в путь через три месяца после первой. Она состояла из четырех судов - двух больших (250-300 тонн) и двух малых (50-60 тонн). Однако, к моменту достижения Тихого океана один из малых кораблей пошел ко дну во время шторма. Оставшиеся суда, которыми командовал начальник экспедиции Оливер ван Ноорт, разделились. Сам Ноорт после неудачного крейсирования вдоль побережья Южной Америки отправился через океан к Филиппинам, где ему удалось перехватить один испанский корабль, и далее домой в Голландию. Второму кораблю повезло больше. Ему удалось захватить несколько испанских кораблей, прежде, чем его командир повернул назад, правда, с не слишком богатой добычей. Но это было все-таки лучше, чем ничего, тем более, что на обратном пути голландцами было куплено множество китайских товаров.
Новая попытка проникновения в южные моря произошла спустя 15 лет. В 1614 году голландское соединение из 6 кораблей отправилось в дальний путь. Два самых крупных из них, относившихся к флейтам, имели водоизмещение около 600 тонн и были вооружены 28 орудиями каждый. При общей численности экипажа в 800 человек это была достаточно мощная сила, представлявшая реальную угрозу для испанцев. Командовал экспедицией опытный адмирал Джорис ван Спеилберген.
И в этот раз испанцы знали о готовящемся рейде и были готовы к его встрече. Однако, голландский адмирал принял бой с испанской эскадрой. Его результатом стала полная победа, давшая возможность начать пиратство на побережье. Первой его жертвой стал город Пайта, разграбленный дочиста. Затем произошло еще несколько стычек на берегу и захват крупного испанского корабля. Однако, в конце концов, Спеилберену пришлось повернуть назад, так же не захватив особенно большой добычи.
В следующие десятилетия было еще несколько подобных эпизодов, однако и в них печелингам не слишком повезло. Видимо, судьба у них была такая..
Но кроме европейского пиратства, существовало еще и пиратство местное - малайское, китайское. Особенно прославились своими подвигами китайские пираты. Их быстроходные джонки долго были настоящим бичом Южно - Китайского и Восточно-Китайского морей. В середине XVI века пираты фактически парализовали всю прибрежную торговлю и даже совершили ряд набегов вглубь территории страны. Они не боялись атаковать и европейские торговые суда, правда, далеко не всегда успешно.
Самой яркой фигурой среди китайских пиратов была женщина, которую звали госпожой Цинь (уж не прапрабабка ли мадам Вонг?). Ее настоящее имя было Чжэн Ши. В конце XVIII века она стала неофициальной адмиральшей пиратского флота. После смерти своего мужа, известного пирата Чжэн И, она приняла командования над принадлежащими ему шестью эскадрами, в состав которых входило до 400 джонок. Будучи командиром пиратов, она установила на кораблях железную дисциплину и порядок. В сражениях с направленным против нее правительственным флотом, пираты под ее командованием в большинстве случаев одерживали победу. Не сумев победить в бою, китайские власти применили хитрость, переманив часть пиратов предоставленной амнистией и компенсацией, которая позволяла им начать честную жизнь на берегу. После этого Цинь пришлось так же заключить с правительством соглашение и прекратить свою пиратскую деятельность, что произошло в 1810 году. Однако полностью незаконную деятельность она не прекратила. Правда, это уже было не пиратство, а контрабанда и содержание домов для азартных игр.
К этому времени пиратство на большей части Тихого океана уже стало весьма незначительным. Местные же "флибустьеры" (те же малайские пираты) и "случайные прохожие", на некоторое время ставшие пиратами по воле случая, хоть и вносили некоторое разнообразие в однообразную жизнь моряков и торговцев погоды уже не делали и серьезно повредить торговле не могли. Укрепившись в Тихоокеанском регионе, европейские государства взяли под контроль и все основные торговые пути. И поэтому в дальнейшем оставшимся пиратам пришлось учиться довольствоваться малым...