Пиратство в Индийском океане можно разделить на два этапа. Первый, до прихода сюда европейцев, и соответственно, второй - европейский. Первый этап ничем особенным отмечен не был. Основными действующими лицами в нем были арабские и малайские пираты, которые, однако, редко выходили за пределы прибрежных вод. В XIII веке побывавший в этом регионе Марко Поло описывал свою встречу с пиратами возле Малабарского побережья Индии. Однако, в целом, торговля не особенно страдала от морского разбоя.
Но вот, наконец, в поисках путей, ведущих к сказочным богатствам Востока, легендарным Островам Пряностей, описанному Марко Поло острову Чипангу (Япония), где по его слова имелось "великое обилие золота", в Индийский океан пришли европейцы. Первыми стали португальские корабли под командованием Васко да Гама, обогнувшие мыс Доброй Надежды в 1498 году. Португальцы вели себя соответственно духу того времени - если было возможно, грабили всех, кто слабее. Известна и точная дата начала европейского пиратства в Индийском океане - 23 марта 1498 года. Не договорившись с султаном Мозамбика о лоцмане для дальнейшего плавания, да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные деревни, а затем начал перехватывать все лодки и корабли, проходящие мимо. Первой добычей оказалась лодка, груженная пузырьками с ароматной водой и арабскими книгами. Начало было положено...
В течение первых 20 лет XVI века Португалия фактически стала хозяйкой Индийского океана. Португальцы нашли пути в Китай и Японию, захватили Молуккские острова - те самые "острова пряностей", закрепились в Индии и Африканском побережье, заняли расположенный у входа в Персидский залив город Маскат. Колониальные захваты сопровождались жесточайшими грабежами как на суше, так и на море. Строители империи, адмиралы д'Альбукерки, д'Алмейда одновременно возглавляли набеги на прибрежные города и поощряли разбой на море. Завоеватели старались захватить и доставить домой максимально возможную добычу - пряности, золото, драгоценности, шелк и фарфор.
Первое время, используя внезапность и преимущества огнестрельного оружия, им сопутствует удача. Но вот проходят годы, и португальцев перестают воспринимать как загадочную, роковую силу. С ними воюют, и все чаще небезуспешно, заключают договора, торгуют... Одним словом, во второй половине XVI века становится ясно, что эпоха полного господства Португалии проходит. На сцене появляются новые действующие лица - сперва голландцы, а затем и англичане.
В 1600 году была образована английская Ост-Индийская компания, получившая торговую монополию в районе между мысом Доброй Надежды и Магеллановым проливом. Почти одновременно, в 1602 году создается голландская Ост-Индийская компания, с капиталом в 10 раз больше, чем у англичан. Вскоре десятки голландских кораблей устремляются в Индийский океан, прокладывая торговые пути на Восток. Англичане не отстают, однако в первой половине XVII века их Ост-Индийская компания была еще слаба и плохо организована. Поэтому англичане пока пытались укрепить свои позиции и не предпринимали активных действий. Голландцы же старались достичь то же цели, что и в свое время португальцы - добиться монополии на торговлю. Однако они не стремились выкачать из Азии все, понимая, что переизбыток товара сразу вызовет падение цены на него. При этом им надо было добиться, что бы конкуренты не могли привести те же товары в Европу, тем самым сбив цены. Поэтому голландские корабли начинают беспощадную войну против всех - англичан, португальцев, испанцев, захватывая по возможности и китайские джонки.

Карта Юго-Восточной Азии. Вторая половина XVII века. Красной стрелкой указан город Макао.
По сути это был государственный терроризм, поскольку командовали пиратами адмиралы флота, такие как Рейенсен или генерал - губернатор Нидерландской Ост-Индии Ян Кун, организовавшие в 1622 году акцию, сравнимую с нападением Моргана на Панаму - штурм главной португальской базы на Востоке - Макао. В нападении участвовали 12 кораблей, вооруженных более 300 орудий. После бомбардировки был высажен десант из 800 человек (в 4 раза больше, чем у защитников города). Однако голландцы встретили ожесточенное сопротивление, и кроме того португальцам очень повезло - одно из ядер угодило в бочку с порохом, которую голландцы несли с собой для подрыва стены форта. Потери были настолько велики, что от продолжения штурма пришлось отказаться. Обозленные неудачей голландцы высадились на Пескадорские острова, создали там базы и приступили к тотальной войне против китайской торговли. Два года они грабили и топили все суда, что шли вдоль берегов Китая, а захваченных моряков вывозили на Яву, где продавали в рабство. Нарушить все судоходство в Южных морях они конечно не смогли, но своими действиями настроили против себя всех. Этим не замедлили воспользоваться англичане, к тому времени уже достаточно окрепшие для того, что бы выйти на первые роли.
В 1630 году, во время Тридцатилетней войны король Англии Карл I направил в Индийский океан военный корабль "Морской конек" с заданием захватывать корабли и грузы, принадлежащие Испании и другим странам, не состоящим в союзе с Англией. Поскольку испанских кораблей в Индийском океане почти не было, вопрос кто является союзником, а кто нет, решал на месте капитан английского корабля. Добыча оказалась не очень велика, но дурной пример заразителен, и 1635 году несколько придворных особ на паях снарядили 2 корабля и отправили по тому же маршруту. Один из них затонул, но другому удалось захватить и ограбить несколько индийских кораблей. Еще через три года король сам внес десять тысяч фунтов в организацию следующей экспедиции. Однако, вскоре в Англии началась гражданская война и королевскому пиратству пришел конец.
Но вот подходит к концу XVII век. Заканчивается пиратская эра в Карибском море. Все меньше и меньше добычи, все сильнее преследования. Многие бросают пиратское ремесло, становясь колонистами. Оставшиеся покидают привычные места, и переходят в новые районы. Забираясь все дальше и дальше к западу, они постепенно попадают в Индийский океан. Среди них были такие знаменитые, как например Уильям Дампир, прославившийся, правда, в основном своими книгами.
Постепенно пиратов становится все больше и больше. Они нуждаются в надежных базах для отдыха, ремонта кораблей и куда можно было свозить награбленное. Сначала они останавливаются на Сейшельских и Коморских островах, но затем отходят южнее, и обосновываются на Мадагаскаре. Мадагаскарский этап пиратства продолжался около пятидесяти лет. За это время в южных морях действовали сотни и тысячи пиратов. Имена большинства из них история не сохранила. Карьера большинства была быстротечна. На одного Генри Моргана или Вудса Роджерса приходилось сотни тех, кто утонул с кораблем во время шторма, умер от цинги или тропической лихорадки, спился или же украсил собой рею королевского фрегата. Среди тех, кто действовал в Индийском океане, наиболее известны имена Генри Эвери, Уильяма Кидда, а так же пиратская династия малабарского побережья, основателем которой был Конаджи Ангрия. Вкратце расскажем о их деяниях.
О Генри Эвери писали многие, в том число Даниель Дефо. Во всех книгах говорилось, что в конце своей пиратской карьеры сказочно разбогател, захватил в плен индийскую принцессу, внучку правителя Индии, Великого Могола, и женился на ней. Ну и конечно же, жил долго и счастливо до конца своих дней.
Действительность же разительно отличалась от пьес и романов. По одной из версий (описанной Чарльзом Джонсоном), настоящая фамилия Эвери была Бриджмен. Он родился в Плимуте, и был сыном капитана торгового судна. В юности попал на флот, служил на разных кораблях, в конце концов, стал капитаном торгового судна. В 1694 году Бриджмен был назначен первым помощником капитана на 46-пушечный английский фрегат "Карл II". Фрегат входил в состав эскадры, одолженной англичанами испанскому правительству для борьбы с французскими пиратами (в это время между Англией и Испанией был мир). Жалование должны были платить испанцы, но те платить не спешили. Когда задержка превысила три месяца, на кораблях возникло недовольство. Этим воспользовался Бриджмен, который в конце концов убедил моряков в том, что пиратство гораздо более выгодно, чем королевская служба.
И в результате, после более, чем полугодовой стоянки в гавани испанского порта Ла Корунья, экипаж "Карла II" арестовал капитана, и высадив его в шлюпку вышел в море. Новым капитаном был избран Бриджмен, избравший себе псевдоним Эвери (в переводе с английского every - каждый, любой). Корабль же был переименован в "Причуду" ("Fancy").
Несколько месяцев "Причуда" крейсировала вдоль берегов Африки, грабя проходящие корабли. Попутно экипаж пополнился французскими и датскими добровольцами, достигнув 170 человек. Затем Эвери обогнул мыс Доброй Надежды и вошел в Индийский океан. Своей базой он избрал Мадагаскар, а основным районом действия - Красное море. Здесь к нему присоединились еще пять более мелких пиратских кораблей. Курсируя в районе от Красного моря до Малабарского побережья, пиратам удалось захватить и ограбить несколько индийских и европейских судов. Отправившись после этого к берегам Индии, кораблю Эвери удалось к северу от Бомбея настичь и захватить два корабля, принадлежавших самому Великому Моголу - "Фатех Мухаммед" и "Великое сокровище". Захват последнего и породил легенды о женитьбе на индийской принцессе.
На самом же деле никого из семьи правителя Индии на борту не было. Корабль вез выручку от торговли, составлявшую около пяти миллионов рупий в серебре и золоте. Индийский корабль был вооружен 80 орудиями, и от обычного пирата отбился бы без труда, но Эвери командовал военным фрегатом английского флота, команда которого была профессионалами. Удачным артиллерийским огнем были сбиты мачты, и "Причуда" пошла на абордаж. В иных обстоятельствах это еще не означало поражения, так как индийцы превосходили пиратов количественно и в рукопашной не уступали им. Однако, капитан "Сокровища" оказался трусом, и предпочел укрыться в своей каюте, пряча деньги и драгоценности. Видя это, матросы предпочли бросить оружие и сдались. В результате корабль был захвачен и разграблен дочиста.
После этого Эвери покинул Индийский океан, предварительно разделив добычу на острове Реюньон (она составила примерно по 1000 фунтов на человека, не считая драгоценностей; Эвери получил двойную долю). Прибыв весной 1696 года на Багамские острова, команда покинула корабль, рассеявшись в разные стороны. Сам Эвери прибыл в Англию, но так как вскоре был выдан ордер на его арест, исчез бесследно. Дальнейшая его судьба неизвестна, несмотря на многочисленные околохудожественные предположения и гипотезы.
Еще большими легендами окутано другое имя - Кидд. Благодаря рассказу Эдгара По, многим, конечно же известно о кладе капитана Кидда - сундуке с золотом и драгоценными камнями. Однако, самое пикантное во всей этой истории то, что Кидд отправился в море с целью.... борьбы с пиратством.
История началась в мае 1696 года. Для борьбы с французским пиратством, и попутно пополнения собственных карманов (точнее, главным образом) в результате пиратства уже против французских кораблей, образуется синдикат, в который входят многие знатные англичане, в том числе и сам государственный канцлер, лорд Соммерс. На деньги синдиката была снаряжена 30-пушечный галерный фрегат "Приключение", капитаном которой и был назначен Эдмунд Кидд, родившийся в Шотландии. Несколько лет назад он сам был флибустьером в Карибском море.
Выйдя из Плимута, "Приключение" вскоре прибыло в Нью-Йорк, где сперва Кидд завербовал дополнительно новых членов экипажа. После этого направился в Индийский океан, сперва на Коморские острова, а затем к Мадагаскару. Крейсируя в этом районе, Кидд, разумеется, предпочитал не сталкиваться с пиратами, а занимался, в основном мелким, грабежом прибрежных селений. Добыча была небольшая, и экипаж был сильно недоволен капитаном.
Но вскоре "Приключение" направилось к берегам Индии. И там счастье улыбнулось Кидду. В начале 1698 года ему удалось захватить судно "Кедахский купец" с грузом мануфактуры, стоимостью 10 тысяч фунтов. Однако, владельцы судна оказались людьми влиятельными, и история вышла за рамки заурядного грабежа. Опасаясь ущерба своим торговым интересам в Индии, англичане объявили Кидда пиратом, и отправили эскадру для охраны торгового судоходства. Кроме того, Кидд, сам того не подозревая, оказался втянут в политическую интригу внутри самой Англии. Члены синдиката были вигами, и оппозиция тори сделала все, что бы максимально раздуть скандал. Не подозревая об этом, Кидд отправился в Нью-Йорк, где продал награбленное, и выплатил команде причитающуюся ей часть. Но тут губернатор Нью-Йорка посадил Кидда под домашний арест до дальнейших распоряжений из Лондона.
Более 8 месяцев в Англии шла закулисная борьба в парламенте и правительстве. В конце концов, когда оппозиция потребовала ареста Кидда, синдикату пришлось им пожертвовать. 27 марта 1701 года капитан был доставлен в Англию и предан суду. Вместе с еще шестью пиратами он был приговорен к смертной казни, и 12 мая 1701 года повешен. Конфискованная у Кидда доля добычи составила немногим больше шести тысяч фунтов стерлингов - сумма, конечно, не маленькая, но никак не фантастическая. Судовые документы свидетельствуют, что иных сокровищ и капитана Кидда быть не могло. Поэтому сундуки с золотом, зарытые на необитаемых островах, увы, просто красивая сказка..
А вот следующий герой многих книг о пиратах, практически наверняка является личностью, выдуманную фантазией того же Чарльза Джонсона (или, как предполагают многие, спрятавшегося под этим псевдонимом Даниэля Дефо). Тем не менее? поведаем историю о Тьерри Миссоне в том виде, каком она была описана Джонсоном.
По его словам, Миссон родился он в Провансе, в обеспеченной семье и получил хорошее образование. Прочитав в юности книгу Т. Кампанеллы "Город Солнца" он увлекся идеей равенства и освобождения людей от власти сословий и денег. В шестнадцать лет он поступил на службу в военный флот, где быстро дослужился до лейтенанта. Во время одной из стоянок в Генуе он познакомился и подружился с молодым монахом - доминиканцем Караччиоли, который разделял идеи Миссона. Тогда же у него возникла идея стать пиратом.
И вскоре подходящий момент наступил. В начале девяностых годов XVII века фрегат "Победа", на котором служил Миссон был направлен к Мартинике с заданием охранять французское торговое судоходство от английских корсаров. Вскоре корабль принял тяжелый бой с одним из английских кораблей. К моменту, когда французы одержали победу, на корабле из всех офицеров остался жив один Миссон. Он обратился м матросам с призывом бросить военную службу и стать пиратами. Многие из них к тому времени уже разделяли его идеи, и без колебания согласились.
Флаг, поднятый новоиспеченными пиратами был необычным - белый, с надписью "За бога и свободу". Двинувшись затем к берегам Африки "Победа" встретила и взяла на абордаж несколько судов. Их экипажи были поражены: пираты брали себе только те товары, которые были необходимы для дальнейшего плавания, никого при этом не грабя и не убивая. Исключение составляли корабли, перевозящие рабов - к работорговцам Миссон был беспощаден. В Индийском океане он сперва сделал своей базой один из островов Коморского архипелага, на затем перебрался на Мадагаскар. Здесь, в северо-восточной части острова он и основал поселение Либерталлию - пиратское государство, основанное по принципам раннесоциалистических утопий.
Вскоре Миссон разослал письма своим "коллегам" с призывом присоединиться к нему и строить Город Солнца. Интересно, что этот призыв встретил отклик среди пиратов, и в короткий срок население Либерталлии значительно увеличилось. К примеру, знаменитый пират Тью передал республике свой корабль и верно служил ей до самого конца. Остальные же пираты так же не испытывали к поселенцам вражды.
Как было написано в книге, город был застроен небольшими домиками, где обитали его жители. Также в нем были мастерские и верфь, на которой были построена два корабля. Все жители считались равными, независимо от происхождения или цвета кожи. Частной собственности в республике не было - существовала общая городская казна, пополняемая за счет добычи. Нетрудоспособным и старикам выплачивали пенсии. В городе было запрещено играть в азартные игры и нецензурно ругаться. И якобы все эти запреты соблюдались!
Вскоре Миссон стал думать о расширении Либерталлии. Составив подробную карту побережья, он со всем своим флотом ушел в море добывать деньги для новых начинаний. И в этот момент городу был нанесен смертельный удар - племена мальгашей, живущие в центральной части острова (с соседями пираты поддерживали хорошие отношения) напали на город. После короткого боя немногие защитники были разбиты, а город разграблен и сожжен. Вернувшись, Миссон и Тью нашли только пепелище, среди которого уцелело несколько человек. Похоронив погибших, пираты решили идти в Америку, и начать все сначала. В Мозамбикском проливе корабли пиратов разбросал шторм и больше Миссона никто никогда не видел..

Таким виделся конец Либерталлии неизвестному художнику XVIII века.
Увы, хотя до недавнего времени эта история считалась правдоподобной, сегодня большинство исследователей считают, что ее придумал сам Дефо для того, что бы с ее помощью выразить свои политические взгляды. Тем более, что пират Тью, который упоминается в рассказе, никак не мог быть адмиралом флота Либерталлии, поскольку его история известна достаточно хорошо. Так что вряд ли на Мадагаскаре исследователи когда-нибудь обнаружат развалины пиратской республики..
Еще одна страница истории пиратства в Индийском океане связана с династией Ангрия, правящей на части Малабарского побережья. Ее основателем стал Конаджи Ангрия, отец которого поступил в свое время на службу во флот конфедерации маратхов, бывшей в то время сильнейшим государством на территории Индии. И Конаджи пошел по стопам отца, став командующим флота маратхов в 1698 году. Однако, в то время государство уже трещало по всем швам, распадаясь на множество более мелких образований. Получив в награду за службу остров Свиадург (в районе Бомбея), через несколько лет он расширил контролируемую территорию, захватив часть побережья и ряд прибрежных островов вдоль него.

Карта района владений династии Ангрии. Красной чертой обозначена главная база - Герия.
Укрепив свои владения постройкой ряда фортов, Конажди решил заняться таким доходным делом, как морской грабеж торговых кораблей, в изобилии проходящих в районе его владений. Это были как суда индийских торговцев, так и европейские корабли, в том числе суда Ост-Индийских компаний, держащих в своих руках основную часть торговли. Флот Ангрии состоял из 8-10 относительно крупных судов, водоизмещением 150-300 тонн, несущих около 10 орудий, и 40-50 малых судов галерного типа, водоизмещением до 70 тонн. Последние имели 6-8 орудий малого калибра. Экипаж ангрийских судов составлял от 50 до 150 человек.
Это позволило Конаджи успешно захватывать корабли английской Ост-Индийской компании, чем вызвал ее нешуточный гнев. Однако, на требования прекратить пиратства и освободить захваченные суда, Ангрия ответил в своем письме, что с обманщиками он будет поступать таким образом и дальше (очевидно, между двумя сторонами было какое-то соглашение, которое было нарушено англичанами).
И свое слово он сдержал, до самой смерти в 1729 году оставаясь грозой торговцев даже за пределами своих территориальных вод. Компании не раз приходилось платить ему выкуп за захваченные корабли. Все попытки англичан разбить Ангрию на суше или на море, закончились неудачей.
Продолжателем дела Конаджи стал его сын, Сумбхаджи Ангрия. Следующие 14 лет, до своей смерти в 1743 году, он продолжал успешно грабить как европейцев, так и индийцев. Так, в 1736 году им был захвачен корабль Компании, который вез груз золота для торговли, равнявшийся годовому торговому обороту. Тогда англичане понесли огромные убытки, с которыми им пришлось смириться.
И его сын, Туладжи Ангрия, был вполне успешным морским разбойником. В 1749 году силами 5 кораблей он захватил посланный против него сильнейший корабль компании, называвшийся "Restoration". А в 1754 году им были захвачены три больших корабля уже Голландской Ост-Индийской компании.

Штурм крепости Герия английским флотом в 1756 году.
Лишь совместными усилиями с конфедерацией маратхов англичанам удалось в ходе длившейся несколько лет войны одолеть, наконец, пиратское государство. В 1755 году был захвачен остров Свиадург, затем его судьба постигла и остальные укрепленные пункты на побережье. А в 1756 году в результате решительного наступления на столицу Ангрии - Герию, после массированной бомбардировки эскадрой адмирала Уотсона, состоящей из нескольких сильных кораблей (60, 56, 50, 44 орудия) и более мелких судов, на берег был высажен десант из 1000 человек. С суши поддержку англичанам оказывала 12-тысячная армия маратхов. В результате, весь пиратский флот (около 50 судов) был уничтожен. Англичане захватили более 250 пушек и золото с драгоценностями на сумму около 130 тысяч фунтов. Сам Туладжи Ангрия был захвачен в плен и помещен в тюрьму города Бомбей.
Стоит отметить, что в период примерно с 1718 года в Индийский океан пришла новая волна пиратства из Атлантического океана. Тогда англичане покончили с центром пиратства на Багамских островах и тем, кто не захотел порвать с пиратством, пришлось срочно искать более безопасные места для своего промысла. В те времена сюда пришли корабли таких пиратов, как Эдвард Инглэнд, Оливье Ле Вассер, Оливье Ле Буше, Джон Тэйлор. Несколько лет они провели в этих краях, пользуясь тем, что одновременно бороться с пиратством во всех уголках земного шара было затруднительно. Грабеж судов Компаний принес неплохие дивиденды. Тому же Ле Буше удалось захватить хорошую добычу в виде португальского корабля, на котором вице-король Гоа отправлялся домой после окончания срока своего правления со своими ценностями. Это позволило ему, в конце концов, через несколько лет удалиться на покой и поселиться на острове Бурбон (Реюньон) в собственном поместье в качестве ранте. Однако, в конце концов он был арестован и повешен с полной конфискацией своего немалого имущества.
Добыча бывших компаньонов Тейлора и Инглэнда была меньше, но зато им удалось сохранить свои шеи от петли. Первый вернулся в Карибское море и после неудачи при попытке договориться об амнистии с англичанами, перешел на службу к испанцам. Инглэнд же покинул Индийский океан в 1720 году, и после этого дальнейшая его судьба неизвестна. В плен к англичанам, во всяком случае, он не попал.
Что же касается Оливье Ле Вассера, который одно время тоже плавал в компании с Тейлором, то он гораздо больше, чем своими пиратскими "подвигами" (хотя они у него были), прославился своим кладом, который он якобы зарыл на одном из островов Индийского океана. По легенде, перед казнью, которая произошла 17 июля 1730 года, он швырнул в собравшуюся возле виселицы толпу лист бумаги с зашифрованным сообщением, крикнув при этом:
"Здесь мои сокровища. Найдите их, если сможете!"
И вот уже 280 лет множество искателей сокровищ ищут этот самый клад, но до сих пор не нашли ни пенса. Хотя пиратом он действительно был небедным, а деньги, принадлежащие ему, так и не были найдены при аресте. Что ж, может в будущем удача все-таки улыбнется самым настойчивым..
В общем, к середине XVIII века с большинством пиратов в Индийском океане было покончено. Остальные же со временем оставили пиратство, и занялись другими, менее доходными но и менее опасными ремеслами. И хотя, конечно же, морские грабежи полностью не прекратились, в океане стало гораздо спокойнее, по крайней мере, для европейских кораблей. Новый всплеск пиратство пережило в конце века, во время Французской революции и войне Франции с Англией и связано оно прежде всего с именем Робера Сюркуфа . Но это уже другая история...