Полиглот
Регистрация: 09.06.2009
Адрес: С Марса
Сообщений: 2,117
Сказал(а) спасибо: 1,591
Поблагодарили 4,759 раз(а) в 1,981 сообщениях
|
Re: игра
Что Русскому здорово ...
Принято считать, что до самого конца XVII в. Россия ничего не знала о бильярде. В Россию бильярд пришел, как и многое другое, во времена Петра Первого. "Окультуривание" соотечественников проводилось во всех сферах их жизнедеятельности, включая организацию их досуга. Вместе с табаком и кофе, брадобритием и мордобитием, прививался интерес и к бильярду который поначалу был привилегией вельмож.
Белорусы и украинцы познакомились с игрой немного раньше. Магнаты Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой Радзивиллы были частыми гостями при дворах европейских монархов. Известно, что один из них, Михал Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, неоднократно бывал при дворе Людовика XV, где на бильярде играли даже женщины. Его предок, Миколай Криштоф Радзивилл, также много путешествовал и из каждого вояжа привозил в родовое гнездо заморские диковины: египетских мумий, леопардов и т. д. Скорее всего, он и завез бильярд в Речь Посполитую, потому что уже в начале XVIII века на территории современной Белоруссии действовала мануфактура по производству киев. Другой Радзивилл — Кароль Станислав Онуфрий Ян Непомутен, или Пане-Коханку, был самым технически продвинутым шулером своего времени. В Несвижском замке он построил бильярдный зал с плавающим полом, который буквально ходил ходуном, когда бил соперник. Помогали Пане-Коханку верные слуги, обученные «раскачивать» стол своими передвижениями по залу.
Считается, что впервые бильярд в России появился после того, как в 1698 году Петр I вернулся из "Великого посольства", в ходе которого он под весьма прозрачным псевдонимом "бомбардира Петра Михайлова" посетил ряд европейских стран, обучался корабельному мастерству в Голландии. С собой молодой царь привез подарок короля Нидерландов - бильярдный стол. Петр распорядился установить "сию заморскую диковинку" не где-нибудь, а возле приемной, дабы посланники разные да дипломаты не били баклуши, аудиенции ожидаючи: «не занимались пустобрёхством, а проводили время с пользой». Вскоре все придворные обзавелись бильярдными столами.
Добровольно-принудительный переход к немецкому платью и "европеизации всей страны" только ускорили триумфальную поступь новой игры. (И то сказать: попробуй-ка поиграть в бильярд в собольей шубе, высоченной бобровой шапке и с метровой бородой...) Бывшие бояре сбросили оковы заплесневелой старины и бодро взяли кии в руки. Так, ударом бильярдного шара и было пробито окно в Европу...
Уже в царствование Анны Иоанновны, которая сама каждый день играла, бильярдные столы стояли и в трактирах. С игрой знакомились все более широкие слои населения. Среди выдающихся русских бильярдистов времён Екатерины Великой (которая, кстати, не только сама лихо стучала шарами, но и заставила своих фрейлин обучиться этому искусству) был Михаил Ломоносов. Пару ему в игре часто составлял небезызвестный фаворит Екатерины граф Григорий Орлов, также великолепный игрок.
С 1812 года по свидетельству классика бильярда, Анатолия Лемана, бильярды распространились повсеместно. Сначала их делали с очень широкими лузами и маленькими шарами. Однако русские игроки стремились к усложнению, стараясь не только «делать шары», но и «пытаться карамболить» по другим шарам, как во французском бильярде. В игре того времени все больше проступали национальные черты бильярда, который в будущем назовут Русским. Остановившись на лузном биллиарде, русские начали заказывать фабрикантам такие столы, чтобы шар попадал в сетку только при очень точном ударе. Такие столы называли «строгими». Да и вообще надо сказать, что российская самобытность и тут не подкачала. Нам ли плестись в хвосте прогресса! Так появился "Русский бильярд", у которого и стол больше, и кий тяжелее -- "что Русскому здорово, то немцу -- смерть...
После Отечественной войны 1812 г. в Россию были завезены образцы лучших бильярдных столов Парижа. Они и явились прототипами первых российских бильярдных столов фабрикантов Ерикалова, Фрейберга, Шульца. Столы отличались большими размерами (до 5 м) и усовершенствованными бортами с применением резиновых амортизаторов. Сланцевые плиты позволили добиться идеальной плоскостности. Интересно, что лучшие образцы русских бильярдных столов на Всемирных выставках того времени удостаивались золотых медалей. Очевидное доказательство качества!
Следует отметить, что в середине XIX в. бильярдные столы отличались не только функциональными (игровыми) качествами, но и хорошими дизайнерскими решениями. Конечно, стоимость лучших образцов бильярдных столов была довольно высока, и приобретать их могли только весьма состоятельные люди.
На 20-30-е годы XIX века приходится начало увлечения французской трехшаровой карамбольной партией (франко-итальянская игра в 3 шара, без луз) в России. Этому способствовала довольно распространенная в то время мода среди состоятельных русских дворян путешествовать по Европе, причем особое значение придавалось пребыванию в Париже. Находясь во Франции, некоторые из таких путешественников становились заядлыми игроками, приобретали там столы, кии, шары. Возвратившись на родину, новоиспеченные поклонники бильярда, отдавая дань моде на все французское, не только сами с удовольствием играли в карамболь, но и приобщали к нему своих знакомых.
С распространением "французской" игры у нас даже произошла переориентация бильярдного производства. Талантливые деловые люди из числа игроков, знатоков и любителей бильярда наладили изготовление новых столов и принадлежностей. Наиболее предприимчивые из них, не оставив изготовление лузных столов, быстро освоили и производство французских бильярдов. Так, самая первая построенная в России петербургская фабрика А. Фрейберга славилась большими масштабами производства и высоким качеством продукции. В середине XIX столетия здесь наряду с десятью типами лузных столов начался выпуск двух видов французского карамбольного бильярда. Пятая часть из 200 ежегодно выпускаемых фабрикой Я. Гоца столов также были карамбольными. В игры на традиционном русском бильярде были включены и карамбольные удары. Так появилась интересная и любимая многими отечественными игроками прошлого века партия "Пять шаров с карамболями", в которой французский карамболь удачно сочетается с покладкой шаров в лузы. И хотя "колыбелью" бильярда были Франция и Англия, в дальнейшем именно в нашей стране игра была доведена до совершенства.
Однако предпочтения игроков в России оставались на стороне лузного варианта бильярда.
Особое место в истории создания русского бильярда принадлежит А. Фрейбергу. С 1815 года он начал выпускать столы нового типа, «фрейберговские бильярды», основные черты которых сохранились до наших дней. Его характеризуют строгие, выдающиеся из бортов лузы и борта средней упругости. Забить шар вдоль борта в среднюю лузу невозможно, а в угловую он попадает лишь при очень точном ударе.
У россиян с этой игрой связано много исторических, легендарных имён. Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трёх генералов русской армии: Ивана Скобелева, Дмитрия Бибикова и Александра Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но вопреки этому, систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде. О высоком мастерстве русских игроков прошлого века говорит и такой, например, факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Перро был талантливым мастером. Перед началом каждой партии он показывал присутствующим редкие фокусы. Среди них — трюк, который позже никому не удалось повторить. Четырьмя пальцами правой руки он захватывал шар и особым движением кисти бросал его на определённую точку стола. Шар останавливался, но с неимоверной силой вращался на месте. Рядом с первым Перро таким же образом бросал второй шар. В продолжение некоторого времени оба шара вращались, не сходя с места. Затем ослабление вращения и начало действия центробежной силы приводило к тому, что шары начинали описывать раскатные круги, сначала небольшие, а затем все увеличивающиеся, подобно волчку. Вскоре шары касались друг друга и, «чокнувшись», разбегались, а затем, описав параболы, возвращались к фокуснику.
И вот этот «ас» поверг в Москве и Петербурге несколько сильных игроков, но затем встретился с маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик, и «в пух ему проигрался».
|