Полиглот
Регистрация: 09.06.2009
Адрес: С Марса
Сообщений: 2,117
Сказал(а) спасибо: 1,591
Поблагодарили 4,759 раз(а) в 1,981 сообщениях
|
Re: Церковные праздники
Как наши предки Рождество праздновали
Когда 6 января на небе зажглась первая звезда, православные и греко-католики собрались своими семьями на тихую торжественную трапезу с богатой кутей и еще 11 постными блюдами, чтобы встретить Святой вечер.
По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: «будеш весь рік блукати». Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе и по сей день говорят: «Хто всім гуртом клопоче перед Різдвом, той весь наступний рік проживе в мирі та злагоді».
После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками. На полы и праздничный стол клали сено - в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа. Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. А еще, чтобы повеселить ребятишек, в сено на пол бросали орехи и сладости. Пока мама накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене гостинцы и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.
Кроме сена, под скатертью полагалось разложить обереги: чеснок - «щоб не приступала до хати нечиста сила», зерно - «щоб був добрий урожай», а также деньги - «щоб добробут в xaті тримався і позичати нічого не доводилось». Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.
Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух - обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.
Ужинать садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал «Отче наш», поздравлял семью с праздником и... подбрасывал кутью к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин «божі та грішні душі, щоб вони на тім світі так вечеряли, як родина тут».
Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак - достаток, а орехи с изюмом - долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.
Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост. Зато пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки - с капустой, грибами, фасолью, маком. Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Обязательно ставили на стол глиняный кувшин с узваром - компотом из сухофруктов. Готовили рыбные блюда: холодец, юшку, жаркое. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов.
Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: «буде у родині колотнеча цілий рк». На западе Украины существовала такая традиция: если, до Святого вечера хозяину не возвращали какие-то долги, то он должен был их простить и не требовать назад, «бо будуть родину їсти злидні». Также в эти дни ничего не одалживали, «щоб удача з хати не витікала». По погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: «Зелене Різдво - білий Великдень», «Якщо на Багату кутю іній або сніг, то літо буде мокрим».
Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только парубки, но и женатые люди и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.
На следующий день - то есть на Рождество - начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С этого дня до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» На что положено отвечать: «Славімо його» Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию. Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я приніс» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим ріс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.
С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления - вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.
На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день замужние женщины веселились от души. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг: Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребінь окрасити! Дай Боже, щоб радісно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходім викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.
А еще на Святки принято выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая роль Меланки, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.
Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю) - день святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нічия зірка не впала цієї ночі», и ждали гостей, которые споют щедрівки и пожелают счастья и добра на весь год. Рано утром по домам ходили мальчики 7-14 лет и засевали со словами: «Сійся-родися, жито-пшениця й усіяка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра від Бога, велика від людей!» Зерно, которое разбросали в хате, хозяйка выносила после всех праздников и рассыпала в саду под деревьями - «на багатство».
А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать. Умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.
Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, готовили кутью. Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею дом, хлев, колодец. С этой воды начинали трапезу.
|