Улица Наваринская: памяти морского сражения

Совершим небольшую экскурсию по одной из старых улиц города, которые хороши в любое время года. Ее сохранившиеся постройки и уголки навевают картинки из жизни прежнего Николаева: неторопливо прогуливаются дамы в длинных платьях с кружевными зонтиками в сопровождении подтянутых морских офицеров, спешат куда-то мещаночки в накинутых на плечи цветастых шалях и горничные с корзинками…
Свое название – Наваринская – эта улица получила в 1835 году в память о морском сражении между турецко-египетским флотом и соединенным флотом России, Англии, Франции во время греческого национально-освободительного движения. Морской бой 1827 г. в Наваринской бухте (Средиземное море) закончился полным разгромом турецко-египетской эскадры, а российские моряки проявили беспримерную отвагу и сыграли важную роль в успехе сражения. Тогда капитан 1 ранга М.П. Лазарев получил звание контр-адмирала, а его линейный корабль «Азов» был награжден впервые в истории российского флота георгиевским кормовым флагом.
Улица Наваринская – одна из 12-ти поперечных, построенных на высоком берегу Ингула еще по проекту выдающегося архитектора И.Старова. В городе возле верфи были спланированы еще и 9 продольных улиц. Начинается Наваринская от Адмиральской, где расположен музей судостроения и флота, а выходит, сворачивая от «пяти углов», к Пушкинскому кольцу. Ее пересекают Никольская, Спасская, Большая Морская, Потемкинская, Шевченко (бывш. Таврическая).
На углу, на пересечении Наваринской и Никольской, сохранился одноэтажный дом с колоннами, который называют домом Дерибаса (Наваринская,3). Он был построен в конце ХVIII века как особняк строителя и первого градоначальника Одессы Иосифа де Рибаса. В 1794 г. был куплен в казну и использован для квартирования разных лиц.

Здесь в 1830 г. жил архитектор К. Акройд с семейством. Рассмотрим его: одноэтажная центральная ось подчеркнута портиком с четырьмя колоннами тосканского ордера, они стройных пропорций, над портиком треугольный фронтон. В связи с высоким цоколем устроена входная лестница. Портик одновременно был и верандой для отдыха. Его четкие пропорции, вписанные в квадрат 4 х 4 метра, создают ясный образец архитектуры того времени. К сожалению, со временем утрачены карнизные профили, наличники окон и многое другое, что хорошо видно на известной исследователям фотографии 1906 года.
Кстати, от угла Наваринская - Никольская хорошо видны на Никольской старинный двухэтажный дом и следующее за ним строение, в котором сейчас располагается зональный отдел военной службы правопорядка. Сейчас оно обозначено под № 30 (прежде - №16/1). Бытовало ошибочное мнение, что это бывшее культовое сооружение.

Однако опись имущества за 1899-1905 гг. содержит информацию, что это – построенный предположительно в 1898 г. новый дом мещанина Юлия Осиповича Гольдфарба, а с 1905 г. – потомственного почетного гражданина Павла Парменовича Сиротинского. Здание создано в форме венского барокко, материал – ракушечник. Главный фасад со вторым ярусом обращен в сторону Никольской. Насыщено крупными ордерными формами, энергично по пластике масс. Внешняя и внутренняя планировка здания указывает на его предназначение – жилой особняк. В 1912 г. при здании соорудили пристройку с внутренней стороны двора. В 1923 г. здесь располагался детский садик «Бодрый мирок».
Пройдемся по Наваринской в сторону «пяти углов», и окажемся в той части города, где ваше внимание обязательно привлечет двухэтажный дом №2 с достаточно привлекательным декором. На первом этаже между прямоугольными окнами со строгими наличниками и парными консолями встроены медальоны с лепкой в виде львиных голов. В раскрытых пастях львы удерживают кольца, с которых спущены вниз пышные букеты из цветов и фруктов. Над окнами – декоративные маски, окна второго этажа оформлены прямыми сандриками с волютами по центру. Просветы между консолями, которыми поддерживаются подоконники, украшены гирляндами. Этажи разделены горизонтальными тягами, вверху многослойный карниз. Здесь угадывается почерк известного архитектора Е.А.Штукенберга, который перестроил это здание по заказу министерства под почтово-телефонную контору.

Взгляните напротив: на месте современной девятиэтажки стоял когда-то дом, в котором жил с 1808 по 1814 г.г. выдающийся лексикограф и писатель В.И.Даль, о чем свидетельствует мемориальная плита с его бронзовым барельефом. Родом из Луганска, он оказался в Николаеве после назначения его отца на место инспектора Черноморской медицинской управы.
После учебы в Петербургском морском корпусе В.И.Даль служил во флоте, после прошения об отставке получил степень доктора медицины в Дерптском университете. Но главное дело его жизни – собирание слов живой народной речи и их толкование. Он обрел европейскую и отечественную славу после создания четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» в 1863-66 г.г. , награждения Ломоносовской премией Академии наук и присвоения звания почетного академика. А свои литературные произведения В.И.Даль публиковал под псевдонимом Казак Луганский.
Продолжая идти обозначенным маршрутом, мы увидим под №13-б пожарную часть, которая в дореволюционное время называлась пожарным депо от Одесского полицейского участка. К ней примыкает двухэтажное здание на углу Наваринской и Шевченко, без нумерации. Оно построено из твердого желтого камня без штукатурки, что было характерно для николаевских строений. В наши дни потемнел со временем природный коричневый тон материала. Здесь – консоли под окнами, декоративное оформление балкона на втором этаже. По фасаду встроены полуколонны с сохранившимися фризами, на двери первого этажа – остатки орнамента (резьба по дереву). Можно предположить, что в этом доме квартировали служащие пожарного депо.

На Наваринской располагалась когда-то территория знаменитого Матвеевского завода, а в доме №21, прежде №15/4, построенном в 1897 г., жил сын владелицы завода Матильды Матвеевой. Это одноэтажное здание с характерной отделкой фасада и фронтоном, с двумя колоннами у ворот.

Есть еще один примечательный дом на этой улице, который вошел в историю города. Одноэтажный, с фронтоном и шестью колоннами, в наше время №25 (когда-то №19), он в середине Х1Х века принадлежал первому архитектору города Людвигу Антоновичу Опадскому. В 1867 г. назначен в продажу с торгов, его купила в следующем году в рассрочку дочь Опадского Эмилия Людвиговна Синявина, вдова капитана 1 ранга. Потом дом принадлежал купцу Лейбе Рафаловичу, а в 1879 г. он стал владением надворного советника Григория Николаевича Ге. Это известный общественный и культурный деятель, старший брат художника-передвижника Николая Ге. Григорий Ге писал пьесы и романы, театральные рецензии, статьи. Его считают историком Николаева: в 1890 г. здесь была издана его книга «Исторический очерк 100-летнего существования г.Николаева при устье Ингула». После отъезда в Петербург Г.Н.Ге продал свой дом, им до 1905 г. владел купеческий сын А.Б.Абрамов.

Мы почти вышли к Пушкинскому кольцу. Еще одно примечательное здание: двухэтажное, с характерным декором и архитектурными деталями, геометрическим орнаментом и входной аркой по центру фасада. Сейчас оно обозначено №34 (прежде – 20). Принадлежало в 1899-1904 г.г. швейцарскому гражданину Людвигу Моритцу, потом вдове дьякона Александре Федоровне Ващенко. Городская Дума высоко оценила этот дом, только плата налога в казну составляла в то время 3800 рублей.

Почти закончилась наша экскурсия по ул.Наваринской, мы обращали внимание преимущественно на дома, совсем не похожие на современные постройки. Они вызывают живой интерес и особенное ощущение истории, воспоминание «о милых спутниках, которые наш век своим присутствием животворили» (по словам В.А.Жуковского). Из современных построек примечательно, пожалуй, здание общинного дома Николаевского общества еврейской культуры. Не из-за архитектуры, а благодаря его обширной и благородной деятельности. Здесь собрана интересная коллекция музея еврейской истории и быта, находятся подаренные Народным художником А. Антонюком живописные полотна, обустроены уютные помещения для занятий художественным творчеством, хореографией, пением; есть библиотека и литературная гостиная.

Каждая такая экскурсия по старому городу – знакомство с ним как бы заново. Это очередной шаг к слиянию горожанина с местом, где он живет; к осознанному пониманию того пространства, которое мы воспринимаем как свой мир, как обширное и дорогое сердцу понятие «мой город».